Главные вкладки

Рабочая содержание сообразно теме:
Рабочая содержание "Инструментоведение равно инструментовка"

 

 

Предмет инструментоведение и аранжировка " во музыкальных училищах в соответствии с специальности 070113 «Теория музыки» является составляющий в какой-то степени профессиональной подготовки студентов. 

Скачать:

Вложение Размер
Microsoft Office document icon instrumentovedenie_i_instrumentovka_to_2011.doc 089.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство культуры Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное основание среднего профессионального образования Челябинской области

«Озерский общественный колледж искусств»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОГКИ ______________ Н.Г.Федотова

«___»___________ 0012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины

«ИНСТРУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ИНСТРУМЕНТОВКА»

для специальности  070113 «Теория музыки»

 

 

 

 

 

 

Озерск

Редакция – 0002, 0007,2012г.г.

Рабочая утилита учебной дисциплины разработана держи основе Государственного образовательного стандарта (ГОС) да учебного плана объединение специальности среднего профессионального образования 070113 «Теория музыки»

 

Зам. директора ОГКИ

сообразно научно-методической работе                                          М.Н.Вырва

Зам.директора ОГКИ

в области учебно-воспитательной работе                                         О.С.Праздникова

Рабочая график рассмотрена да одобрена в заседании ПЦК

«____» ___________ 00____г.

Протокол № __

Председатель комиссии                                                  Т.И.Савушкина

Автор  - тренер оркестрового выделения Л.Г.Потапова

Рецензент:  

        


Пояснительная малява

Предмет инструментоведение  в музыкальных училищах соответственно специальности 070113 «Теория музыки» является смешанный частично профессиональной подготовки студентов. Данная рабочая схема составлена бери основе своеобразный учебной программы «Инструментоведение» для специальности «Музыковедение». Мн., 0010, компилятор Кожухарь В.И.

Предмет инструментоведение предусматривает рекогносцировка инструментов симфонического оркестра на объеме, необходимом для дальнейшей практической деятельности.

Цели да задачи курса  инструментоведения – принести необходимые весть об истории развития музыкальных инструментов равно симфонического оркестра,

ознакомить учащихся вместе с различными видами равным образом составами оркестров;

в отношении современном симфоническом оркестре, в рассуждении входящих на его строение инструментах,

об основных технических равно музыкальных выразительных средствах, присущих оркестровым инструментам да симфоническому оркестру во целом, начиная названия инструментов для итальянском, немецком да английском языках.

постигнуть отличаются как небо и земля ожидание партитур оркестра, построение расположения инструментов равно групп на оркестре;

вручить воззрение по части внешнем виде, истории происхождения, разновидностях равно технических характеристиках инструментов, входящих на контингент симфонического оркестра;

ознакомить вместе с выразительными равным образом исполнительскими особенностями различных групп оркестра, их составами равным образом соотношением побратим из другом, а равным образом со спецификой звучания просто-напросто оркестра на целом;

приучить знания анализа оркестровых партитур.

Краткие методические указания.

Курс инструментоведения предполагает выполнение лекционного равным образом контрольного видов занятий. Для дополнительного ознакомления со видами равно эволюцией оркестра, а тоже от историей происхождения равным образом индивидуальными характеристиками отдельных инструментов равным образом их разновидностей рекомендуется приуготовление учащимися небольших докладов.

Очень мирово для учащихся выделения проскочить экземпляр на тесной своя рука из историей оркестровки, изучая специфику оркестра пирушка либо — либо какой-нибудь эпохи, того alias иного композитора. Данный материя желательно демонстрировать во виде самостоятельных докладов учащихся.

Урок обязан сопровождаться показом иллюстраций, демонстрацией инструментов вместе с описанием их устройства, прослушиванием музыкальных произведений вместе с анализом партитуры, просмотром видеоматериалов, мультимедийных презентаций об инструментах равно различных видах оркестра.

В качестве наглядного пособия рекомендуется пустить в ход электронную энциклопедию «Музыкальные инструменты».

Требования для знаниям равно умениям

По окончанию курса абитуриент приходится уметь :

Знать историю музыкальных инструментов равно их современную специфику, основные точка зрения инструментальных переложений.

Диапазон да исполнительские потенциал оркестровых инструментов, составы оркестров.

Знать да раскусить функция музыкальных инструментов да переложений.

Знать запас оркестровых инструментов равным образом переложений.

Знать историю музыкальных инструментов да их современную специфику.

Знать основные правила инструментальных переложений.

уметь:

Работать не без; программами музыкального редактирования.

Уметь слышать симфонический гамелан равно симфоническую партитуру.

Ориентироваться во звучности инструментов равным образом инструментальных групп, входящих во немалый симфонический оркестр.

Уметь рассматривать оркестровую партитуру.

Уметь почти что совершать инструментальные переложения

Уметь проводить в жизнь творческие задания средней трудности, связанные со переложением музыкальных текстов

Владеть современными нотными редакторами.

Контроль да дисконт знаний

С целью определения у студентов полноты равно прочности знаний проводятся контрольные уроки, семинары, тестирование. Практикуется специализация учащимися самостоятельных докладов. По окончании семестра по мнению предмету выставляется итоговая признание (зачет), которая выставляется получай основании текущего учета знаний да ответа сверху контрольном уроке.

Содержание программы

Учебно-тематический очертание курса

№ п/п

Наименование тем

Кол-во

часов

0 полугодие

Ауд.

Сам.

0

Общие информация по отношению симфоническом, оркестре, партитуре.

0

0

0

 Струнно– смычковые инструменты, развратница ярлык

0

0

Скрипка (индивидуальные характеристики)

0

Альт (индивидуальные характеристики)

0

Виолончель (индивидуальные характеристики),

0

Контрабас (индивидуальные характеристики);

0

Ансамблевые свойства смычковых инструментов в недрах группы

0

Партитура струнного оркестра

0

0

Деревянные духовые инструменты, проститутка характеристика.

0

0

Семейство флейт (индивидуальные характеристики)

0

Семейство гобоев (индивидуальные характеристики).

0

 Семейство Кларнетов (индивидуальные характеристики).

0

Семейство Фаготов (индивидуальные характеристики).

0

Семейство саксофонов (индивидуальные характеристики).

0

Ансамблевые свойства деревянных духовых инструментов

0

Всего вслед за половина

02

0

0 половина

0

Малый симфонический оркестр.

0

0

0

Медные духовые инструменты (общая характеристика).

0

Семейство валторн (индивидуальные характеристики)

0

 Семейство Труб (индивидуальные характеристики)

0

 Семейство Тромбонов (индивидуальные характеристики)

0

 Семейство Туб (индивидуальные характеристики)

0

 Семейство Корнетов (индивидуальные характеристики).

0

Ансамблевые свойства медных духовых инструментов

0

0

Инструменты, никак не вошедшие на оркестровые группы – арфа, челеста, орган.

0

0

0

Группа ударных инструментов

0

0

инструменты из определенной высотой звука:

литавры (timpani), колокола

0

ксилофон, колокольчики, вибрафон

0

инструменты не принимая во внимание определенной высоты звука:

треугольник, дойра

0

маленький барабан, великий вал

0

тарелки, там-там, кастаньеты

0

0

Большой симфонический оркестр.

0

0

0

Вокально-хоровой втк

0

0

00

Анализ равно оркестровка отрывков с оперных равно симфонических партитур

0

0

01

Контрольный урок.

0

Всего после половина

Всего вслед за бадняк

08

00

00

08

Содержание учебного материала

Тема 0 .  Общие исходные данные касательно симфоническом оркестре. Возникновение да главнейшие периоды развития симфонического оркестра. Инструментальные группы во симфоническом оркестре. Расположение симфонического оркестра сверху концертной эстраде. Симфоническая партитура, построение расположения во ней инструментальных групп равно отдельных инструментов в середине группы. Источники звука равным образом резонаторы на музыкальных инструментах.

Тема 0 . Струнно – смычковая серия

Звуковой объем, количество равным образом проститутка отзыв группы. Arco наравне базисный приём звукоизвлечения получай смычковых инструментах. Индивидуальные характеристики инструментов: скрипки, альта, виолончели, контрабаса. Внешний видимость да главнейшие части инструментов, их назначение. Строй, ультразвуковой объем, тесситура, регистры. Техническая подвижность.

Основные штриховые обозначения (оркестровые): tire, pousse, detache, legato, staccato,spiccato, martebe, tremolo; их значение. Обозначения, связанные от получением звуков особого тембра: pizzicato, col legno, con sordino. Динамические внутренние резервы (piano, forte, crescendo, diminuendo равно др.) смычковых инструментов. Использование смычковых инструментов на оркестре. Ансамблевые свойства смычковых инструментов в глубине группы. Унисонные да октавные соединения смычковых инструментов во мелодических линиях. Ведение мелодической абрис смычковых на 0х, 0х, 0ти октавах. Смычковая число на качестве самостоятельного струнного оркестра. Партитура струнного оркестра

Тема 0 .  Деревянные духовые инструменты. Состав, тихий количество равным образом шаболда оценка группы.

 Семейство флейт: большая флейта, малая флейта, альтовая флейта. Семейство гобоев: зурна равным образом великобританский рожок. Семейство кларнетов: кларнеты (inB, inA, незначительный кларнет), контрабас кларнет. Фагот равным образом контрфагот. Саксофоны. Краткие весть об устройстве инструментов.  Внешний обличье равным образом главнейшие составные части инструментов, их назначение. Способы звукоизвлечения, тесситура, молчаливый объем, регистры, параметр звучностей на различных регистрах.

Сведения по отношению технических да выразительных средствах каждого инструмента во отдельности. Штриховые обозначения, динамические возможности. Нотирование на партитуре, оборот деревянных духовых на оркестре.

Роль деревянных духовых инструментов по образу во своей группе, приближенно да на оркестре во целом. Унисонные соединения деревянно-духовых во симфонической партитуре. Ведение мелодической очертания во 0х, 0х, 0ти октавах. Соединение со струнной группой во мелодической линии, на гармоническом построении. Соединение деревянно-духовой группы со струнной во музыкальной красный товар гомофонно-гармонического да смешанного гармоническо-полифонического склада.

Тема 0 . Малый симфонический оркестр. Состав да шаболда описатель малого симфонического оркестра. Партитура малого симфонического оркестра. Группы равно отдельные инструменты во малом симфоническом оркестре. Группа смычковых на малом симфоническом оркестре. Общая характеристика. Группа деревянных духовых инструментов на малом симфоническом оркестре. Общая характеристика. Произведения, написанные для малого симфонического оркестра.

Тема 0 .  Медные духовые инструменты. Общая характеристика. Звуковой объем, поезд да шаболда отзыв группы.

 Семейство валторн, труб, тромбонов, туб, корнетов да саксофонов. Индивидуальная колляция инструментов. Внешний лицо равно основные составные части инструментов, их назначение. Способы звукоизвлечения, тесситура, молчаливый объем, технические возможности. Динамические возможности. Нотирование медных духовых инструментов во партитуре. Использование медных духовых инструментов во оркестре.

Тема 0 .  Инструменты, безграмотный вошедшие на оркестровые группы: арфа, челеста, орган.

Индивидуальная рекомендательное письмо инструментов. формальный вид, устройство, звукоизвлечение. Технические равным образом выразительные возможности. Использование во оркестре.

Тема 0 .  Ударные инструменты. Общая оценка группы ударных инструментов.

Индивидуальная коэффициент инструментов:

инструменты из определенной высотой звука: литавры (timpani), ксилофон, колокольчики, колокола, вибрафон;

инструменты лишенный чего определенной высоты звука: треугольник, бубен, крохотный барабан, великий барабан, тарелки, там-там, кастаньеты.

Сведения об устройстве, способах звукоизвлечения, нотации, темброво-динамических равно технических средствах, их амплуа на оркестре.

Тема 0 .

Большой симфонический оркестр. Общая ярлык большого симфонического оркестра. Партитура большого симфонического оркестра. Общая отзыв групп. Произведения, написанные для большого симфонического оркестра. Общая параметр групп.

Тема 0.

Вокально-хоровой коллектив.

Сходство тембров человеческого голоса со музыкальными инструментами. Типы певческих голосов, диапазон. Виды хоров.

Тема 00 .

Анализ да оркестровка отрывков изо оперных равно симфонических партитур  

Примеры проверочных работ

Тест № 0  Группа струнно-смычковых инструментов

По каким звукам настраиваются струны скрипки

По каким звукам настраиваются струны альта

По каким звукам настраиваются струны виолончели

По каким звукам настраиваются струны контрабаса

Сколько пальцев левой обрезки используются для зрелище получи струнных инструментах
0,     0,     0    ?

 Какие интервалы в особенности не раз встречаются рядом игре получи и распишись скрипке?

 Дайте нахождение сурдины

 Дайте установление приема зрелище отрывисто

 Назовите штрихи, которые играют для струнно- смычковых инструментах

 Назовите мастеров изготавливающих скрипки

 Количественный число скрипичной группы на оркестре
00,  36 ,  24,      40?

 Известные скрипачи?

 Известные виолончелисты?

 Известные альтисты?

 Известные контрабасисты?

 Диапазон скрипки

 Диапазон альта

 Диапазон виолончели

 Диапазон контрабаса

 В каких ключах пишут ноты для альта?

 В каких ключах пишут ноты для виолончели?

 В каком стиле музыки ес продвижение контрабас?

 Назовите известные Вам школы зрелище в контрабасе равным образом в кратких словах объясните их разность

Какой с струно-смычковых инструментов является транспонирующим?

Вычеркните то, что такое? далеко не имеет взаимоотношения для скрипке
Упор для подбородка, струнодержатель, колки тонкой подстройки (машинки), подставка, эфы, шпиль,  струны, настроечные винты, гриф, смычок, альтовый ключ, о'кей

Тест № 0

Деревянно-духовые инструменты

Какие инструменты называются деревянно-духовыми, с вашего позволения формулировка

Вычеркните излишество
бассетгорн
дудук
флажолет Пана
трубка
сопель
шалмей
офицер
горнило
сакбут
зукра

Диапазон флейты

Диапазон гобоя

Диапазон кларнета

Диапазон фагота

Диапазон саксофон а

Вычеркните далеко не транспонирующие инструменты
флейта-пикколо
блокфлейта
зурна
бассетгорн
фагот
саксофон
аглицкий рогалик

Назовите композиторов, которые писали для флейты
на эпоху Барокко
 
на эпоху Классики
во эпоху Романтизма
XX веке

Назовите композиторов, которые писали для гобоя
на эпоху Барокко
 
во эпоху Классики
на эпоху Романтизма
XX веке

Назовите композиторов, которые писали для кларнета
на эпоху Барокко
 
во эпоху Классики
на эпоху Романтизма
XX веке

 Назовите композиторов, которые писали для фагота
на эпоху Барокко
 
на эпоху Классики
во эпоху Романтизма
XX веке

Назовите композиторов, которые писали для саксофона
на эпоху Барокко
 
на эпоху Классики
во эпоху Романтизма
XX веке

Год создания кларнета?
0510
0710
0890
0310

Год создания саксофона?
0710
0890
0840
0960

Тест № 0
Медные-духовые инструменты

Какие инструменты называются медными-духовыми, давайте означивание  

Где во симфоническом оркестре расположена медная – духовая совокупность

Диапазон трубы

Диапазон тромбона

Диапазон валторны

Диапазон тубы

Вычеркните  транспонирующие инструменты классического состава симфонического оркестра
дейдвуд
тромбон
валторна
тюбик

В каком году была сконструирована вентильная общественный порядок да кем?
0830
0740
0890
0915

Выдающиеся музыканты, играющие получи и распишись медных-духовых инструментах???
бомбарда
тромбон
        
валторна

Вспомните симфонические произведения, идеже убирать один медных – духовых инструментов

Какой инструментарий стал последним пополнением классического состава симфонического оркестра?

Какой механизм слышно «переходным» через деревянных инструментов для медным?

Инструментовка  – экспозе нотного текста для какого-либо ансамбля иначе говоря оркестра. Нередко пересказ произведений для ансамблей равным образом различных малых составов называют инструментовкой, а перекладывание для оркестров - оркестровкой.

Курс «Инструментовка» изучается на тесной рычаги из курсом «Инструментоведение».

Цели равным образом задачи курса:

прихватить у учащихся эрудиция технических, тембровых равно художественно- выразительных возможностей инструментов;

помочь учащемуся выучить основные приёмы равным образом кредо инструментовки;

ознакомить не без; правилами написания партий инструментов, партитур различных ансамблей да оркестров.

передать демонстрация насчёт тембрах равным образом красках оркестра инструментуемого произведения, исходя изо стиля да содержания;

посоветовать прислушиваться да являть фонация отдельных групп оркестра, одновременное впечатление различных групп, а и мецца-пиано оркестра на целом;

порекомендовать отбирать контингент оркестра или — или ансамбля для инструментуемого произведения во соответствии не без; жанром музыки;

основать опытность применения основных приёмов да правил инструментовки близ создании партитуры.

На индивидуальных занятиях из преподавателем да на ходе самостоятельной работы учащиеся выполняют практические задания до пройденному материалу.

Краткие методические рекомендации

Курс «Инструментовка» ограничивается 09 нескончаемо индивидуальных занятий. Это затрудняет прохождение сумме симфонического оркестра во полном объёме. Для паче результативного усвоения материала рекомендуется оркестровать небольшие произведения либо — либо фрагменты произведений для отдельных групп оркестра держи заключение преподавателя. Например, струнный квадрига другими словами квинтет, квадрига другими словами октет деревянных духовых, разные ансамбли медных духовых инструментов.

Для больше всего продвинутых учащихся не грех высказаться оркестровать произведения для камерного оркестра (струнные да деревянные духовые инструменты) либо — либо для ансамбля деревянных равно медных духовых инструментов. Одним изо результативных методов освоения инструментовки является транспонировка готовой партитуры во двух- иначе четырёхручный клавир.

Контроль да эскомпт успеваемости

По окончании освоения предмета «Инструментовка» проводится контрольная работа, во ходе которой учащиеся представляют всегда задания, выполненные вслед сезон прохождения курса. Учащиеся должны дать ответ возьми шеренга вопросов по части представленной партитуре либо — либо клавиру, касающихся правил записи, которыми они руководствовались присутствие их создании.

Содержание программы

Учебно-тематический карта курса

Наименование тем

Количество часов

Ауд.

Сам.

0

Струнная смычковая совокупность оркестра

0

0

0

Деревянная духовая число оркестра

0

0

0

Медная духовая категория оркестра  

0

0

0

Малый равно большущий симфонический гамелан

0

0

0

Контрольный нотация

0

Всего

09

0

Содержание учебного материала

Тема 0. Струнная смычковая категория оркестра.  

Ведущее ценность группы струнных смычковых инструментов во симфоническом оркестре. Штрихи, способы звукоизвлечения сверху струнных смычковых инструментах. Функции группы во различных видах оркестров. Струнные смычковые во творчестве классицистов, романтиков, импрессионистов. Партитура для струнного оркестра равно общие запросы ко её оформлению.

Практическая работа:

а) Проанализировать функциональное конструкция фортепианной красный товар одной тож нескольких пьес. Определить тесситуру каждого элемента, выследить голосоведение на сопровождающих голосах.

б) Инструментовка фрагмента фортепианных пьес.

Материал для анализа:

Григ Э.:  Сюита “Из времён Гольдберга”

Лютославский В.:  Траурная суинг

Мясковский Н.:  Симфониетта ор. 02 (ч. 0 - вариации)

Онеггер А.:  Симфония №2

Материал для инструментовки:

Р. Шуман «Грёзы».

П. Чайковский Детский сольник «Баба-Яга».

В. Зиринг «Сказание».

Дж. Гершвин «Колыбельная Клары» с оперы «Порги да Бесс».

Н. Раков «Рассказ».

Тема 0. Деревянная духовая совокупность оркестра .  

Общая отзыв выразительных да технических возможностей группы деревянных духовых инструментов:

составы деревянных духовых инструментов на оркестре

деревянные духовые равно как самостоятельная число оркестра

- конструктивные особенности, способы звукоизвлечения, функции во оркестре

- разновидности деревянных духовых. Строй. Транспозиция. 

- Порядок размещения партий на партитурах.
Практическая работа:

Выполнить примеры в соответствии с транспозиции (в строи Си-бемоль равно Ля)

Инструментовать изрядно аккордовых последовательностей

Расписать полифоническую пьесу (или её отрывок) получай установленный число деревянных инструментов

Инструментовать пьесы простого гомофонного склада да несложные по части фактуре.

Материал для анализа:

Бетховен Л. Секстеты ор. 01 да 01 (в)

Брамс И. Симфонии № 0,4 (медленные части) Концерт для скрипки от оркестром (ч. 0)

Мендельсон Ф.“Сон во летнюю ночь”: Ноктюрн

Моцарт В. Серенады для духовых (№№ 00, 01, 02)

Римский-Корсаков Н. Антар (начало 0 ч.)

Чайковский П. Вступление для опере “Иоланта”

Материал для инструментовки:

Р.Шуман пьесы изо «Альбома для юношества»

П.И.Чайковский пьесы изо «Детского альбома»

С. Прокофьев «Прогулка».

А. Эшпай «Перепёлочка».

Р. Яхин «На ёлке у Гюзель».

Б. Барток «Вечер у секеев».

И. Гесслер Скерцо g-moll.

Тема 0.    Медная духовая комплект оркестра.  

Состав медной группы во симфоническом оркестре, других видах оркестров. Группа медных духовых на партитуре. Выразительно-изобразительные да функциональные потенциал медных духовых. Способы звукоизвлечения. Порядок расположения партий медных на партитуре. Способы расположения инструментов на аккорде да функциональная значимость инструментальных групп. Тромбоны да трубы - основа медного tutti. Роль валторн. Смешивание тембров. Соединение медной группы из деревянными духовыми.

Практическая работа.

Оркестровать гармонические задачи либо — либо отрывки аккордовой фактуры для полной медной группы (с двумя да не без; тремя трубами).

Материал для анализа:

Вагнер Р:Траурный убегать изо оперы “Гибель богов”, начало для опере “Тангейзер”, вступление “Риенци”

Глазунов А.: Симфония № 0 (ч.ч. I равно IV), Симфония №5, Симфония № 0 (ч. IV, начало)

Малер Г.: Симфония № 0 (ч. VI - номер да кода)

Равель М.: Катакомбы (из “Картинок от выставки” Мусоргского)

Рахманинов С.: Симфонические дрыгоножество (ч. II)

Материал для инструментовки:

Вагнер Р.:  Траурный иди с оперы “Гибель богов”, вступление ко опере “Тангейзер”, введение “Риенци”

Р. Шуман Листок с альбома ор.99 №4.

Э. Григ «Народная мелодия».

Н. Мясковский «Напев» ор.29 №1.

Г. Свиридов «Зима».

Ю. Слонов «Береги любовь».

Тема 0. Малый равно Большой симфонический оркестр.

Типовые конституция составов малого симфонического оркестра. Деревянные духовые равно валторны. Участие ударных инструментов равно типовое сумма исполнительских партий.  Строение оркестровой мануфактура Малого равным образом Большого симфонического оркестра. Основные функции оркестровых групп. Соединение трёх полных групп оркестра.  

Особенности звукоизвлечения держи различных инструментах, входящих во группу ударных. Функции ударных во зависимости с стиля, характера, темпа музыки. Системы еженедельник партий ударных инструментов. Ударная установка. Ударные вместе с определённой равно безо определённой высоты звучания. Оркестровая ткань. Оркестровка основных элементов мануфактура средствами большого оркестра. Последовательность вступления групп равным образом её обусловленность с драматургического развития. Цели равно выразительное вес tutti. Связь их не без; общим развитием склад произведения. Кульминации. Крещендо да диминуэндо во оркестровке; крупные акценты. Разнообразие красочных средств большого оркестра. Подбор тембров.

Практическая работа.

Оркестровать гармонические задачи равно произвести оркестровые переложения фрагментов фортепианной музыки Моцарта, Бетховена, Шумана, Листа, Чайковского, Скрябина иначе Шостаковича (3-4 партитуры согласно 06-20 тактов)

Материал для анализа:

Для малого симфонического оркестра :

Бизе Ж.: Антракты изо оперы “Кармен”, “Арлезианка”, Детские зрелище

Глинка М.: Вальс-фантазия, “Князь Холмский”

Прокофьев С.: Классическая словарь-указатель

Чайковский П.: Сюиты №№ 0,3, Симфония № 0 (ч.ч. II да IV)

Берлиоз Г.: Танец сильфов, Скерцо феи Маб (из “Ромео да Джульетты”)

Бородин А.: Симфония № 0 (Анданте да Скерцо)

Брамс Й.: Серенада ор. 06 для малого оркестра (ч. 0), Симфония № 0 (ч.ч. II да III)

Лядов А.: 8 русских народных песен, 0 песен для голоса равным образом оркестра, Скорбная шумка (ор. 07), Волшебное лиман

Мусоргский М.: Вступление ко опере “Хованщина” (в редакции Н. Римского-Корсакова)

Для Большого симфонического оркестра

Бетховен Л.: Симфонии №№ 0, 0 (ч. IV), Увертюры “Леонора” № 0 да № 0

Бородин А.: Симфонии №№ 0-3, Половецкие пляски изо оперы “Князь Игорь”

Брамс Й.: Симфонии №№ 0-4

Брукнер А.: Симфонии №№ 0, 0 (по выбору)

Вагнер Р.: Увертюры для операм “Тангейзер” равно “Мейстерзингеры”, Вступления ко операм “Лоэнгрин” да “Тристан равно Изольда”, Траурный луг (из оперы “Гибель богов”), "Полёт валькирий"

Хиндемит П.: Симфонии, Концерт для оркестра (по выбору педагога)

Чайковский П.: Симфонии №№ 0-6, "Ромео равно Джульетта", Симфония “Манфред”, "Франческа ага Римини"

Рекомендации до самоподготовке студентов за дисциплине «Инструментоведение да инструментовка»

Основной задачей дисциплины «Инструментоведение равно инструментовка» является вырабатывание у студента навыков, способствующих его дальнейшей профессиональной работе: функциональное оркестровое мышление, развитое гармоническое мышление, горизонтально-полифоническое мышление, важно развитое эмоция сложение ; кругозор навыков переложения инструментальных произведений, фортепианных клавиров для различных составов ансамбля равным образом оркестра.

Чтобы собственными силами произвести переложение, нужно нюхать основные приёмы переложений - правила, которые сформулированы на тематическом содержании предмета. Освоение темы короче сильнее эффективным, буде теоретические багаж будут оказаться на высоте со анализом умышленно подобранных ко данной теме примеров переложений. Поэтому разложение примеров переложений малограмотный всего в уроке, да равным образом дома, позволит глубже превзойти разнообразные манеры письма, встречаемые на международный литературе.

Данный цель является дополняющим частный группа теоретических дисциплин. При его изучении должны взяться обеспечены межпредметные блат из такими дисциплинами, на правах гармония, оценка музыкальных произведений, редакция оркестровых партитур, музыкальная информатика.

Знание сих предметов сыграет свою положительную функция на практическом освоении инструментовки.

Студент, выполняя клавираусцуг самостоятельно, полагается сперва завладеть самой партитурой, беспрепятственно равно квалифицированно провести в жизнь ее бери фортепиано. Работа по-над освоением партитуры - самостоятельная домашняя эксплуатация студента. К самостоятельной работе относится да рассмотрение произведения: форма, фрукт фактуры, диапазоны да складка инструментов, отождествление тесситуры, гармонический анализ.

Весь сей диапазон самостоятельной работы во сочетании со заданной определенной темой даст достижимость предпринять грамотное парафраза произведения.

Практическое овладение предмета способствует развитию творческого мышления студентов. Планомерное, систематическое действие домашнего задания короче оказывать помощь раскрытию творческих возможностей студента, эдак равно как учеба до инструментоведению равным образом инструментовке могут возникнуть началом больше углубленного изучения основ оркестрового письма.

Основная печать

Д.Блюм Краткий себестоимость инструментоведения столица 0008

Василенко С. Инструментовка для симфонического оркестра. Москва, 0952.

. Зряковский Н. Задачи по части курсу инструментоведения. - М., 0967

Зряковский Н. Общий себестоимость инструментоведения. - М., 0963

Мальтер Таблицы объединение инструментоведению

Раков Н. Задачи за инструментовке. - М., 0975

Раков Н. Практический тариф инструментовки. - М., 0985

Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. СПб.: Композитор, 0005

Дополнительная печать

Агафонников Н. Симфоническя партитура. Ленинград, 0981.

Барсова И. Книга об оркестре. Москва, 0978.

Благодатов Н. История симфонического оркестра. - Л., 0969

Берлиоз Г. Большой учебник по отношению современной инструментовке равным образом оркестровке. Москва,1972.

Веприк А. Трактовка инструментов оркестра. Москва, 0961.

Вольф О. Е. Хрестоматия по части чтению партитур. Издание второе. - Л., 0976

Глинка М. Заметки об инструментовке. - М., 0954

Дмитриев Г. Ударные инструменты: объяснение равно современное состояние. Москва, 0973.

Карс А. История оркестровки. Москва, 0990.

Клебанов Д. Искусство инструментовки. Киев, 0972.

Кожухарь В. Инструментоведение. Симфонический равным образом духовой оркестры.

Лань. Планета музыки. СПб.2009.

Панаиотов А. Ударные инструменты на современных оркестрах. Москва, 0973

У Пистон  Оркестровка, столица 0000

Римский - Корсаков Н. Основы оркестровки./ Полн. собр. соч. (Литературные произведения равно переписка), т. III. - М., 0959

Финкельштейн И. Некоторые проблемы оркестровки. - Л., 0969

Фортунатов Ю. да Барсова И. Практическое управление сообразно чтению симфонических партитур, вып. 0. - М., 0966

Черных А. Советское духовое инструментальное искусство. Москва, 0989.

Приложение №1

Примерный абрис анализа партитур.

I . Общая колляция партитуры – жанрик произведения (симфония, симфоническая поэма, индивидуальный вечер да т.п.), величина частей.

Состав оркестра (камерный, больший – двойной, тройной; духовой – большой, крохотный равно т.п.) да точка соприкосновения часть инструментов. Количество инструментов объединение группам. Изменение состава оркестра (если таковое имеется) во разных частях произведения.

Использование групп оркестра во оркестровой красный товар (по частям да держи протяжении всего делов произведения). Выделить солирующие группы, аккомпанирующие (бас равным образом средняя часть оркестровой ткани).

Применение отдельных инструментов получи протяжении лишь произведения равно отдельных частей. Выделить солирующие, дублирующие, аккомпанирующие инструменты равно группы.

II . Более основательно проанализировать отдельный, сугубо эффектный место партитуры, в частности кульминацию итого произведения. Охарактеризовать фактуру выделенного фрагмента, группы, доля участвующих кайфовый фрагменте инструментов. Роль групп равно инструментов во этом фрагменте – солирующие, дублирующие, аккомпанирующие инструменты.

В полифонической фактуре обособить солирующие равно имитирующие голоса, исполняемые различными инструментами.

В аккордовой фактуре фрагмента обкашлять сделка звуков аккордов до группам равно инструментам, удвоения звуков различными не в таком случае — не то одинаковыми за тембру равным образом силе звука инструментов.

В произведениях из инструментами в одиночку (концерты, концертино равно т.п.) обкашлять как никогда занимательный кусок взаимодействия солирующего инструмента от другими инструментами, группами да только оркестра.

Охарактеризовать динамику выделенного фрагмента да её движение сверху фактуру партитуры (прозрачная, насыщенная равным образом т.п.) со точки зрения использованных инструментов равно их количества, пример – худо-бедно нате p, pp да красная тариф в базарный день сверху f, ff (tutti).

Количество равно функция ударных инструментов на выделенном фрагменте – ритмический аккомпанемент сиречь ритмическая основа только фрагмента, моделирование одного не так — не то нескольких инструментов, солирующая положение одного или — или нескольких инструментов. Ритмические акценты инструментов равно группы, играющие важную эмоционально-эстетическую амплуа изумительный фрагменте.

В программных произведениях, особенно от ярким, иллюстративным названием, привязать дело фактуры, ритма, часть да способ использования инструментов от заявленным сюжетом. Как равно какими инструментами переданы характеристики героев, персонажей, картин природы и.т.п.

III . Окончательные выводы изо проделанного анализа партитуры: образная круг произведения, намек стиля композитора на данном произведении равно стилистического направления произведения во целом (пуантилизм, додекафония равным образом т.п.), на часть числе на соответствии со эпохой присущей данному стилю равно направлению (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм да т.п.).

Приложение № 0

Перечень контрольных вопросов объединение курсу инструментоведения.

0. Симфонический оркестр. История происхождения равно развитие

0. Характеристика различных видов симфонического оркестра.

0. Камерный оркестр. Исторические сведения.

0. Камерный оркестр. Характеристика групп. Репертуар.

0. Струнные смычковые инструменты. История возникновения. Характеристика группы.

0. Индивидуальная отзыв скрипки (строй, диапазон, штрихи). Применения на различных видах оркестров.

0. Индивидуальная рекомендательное письмо альта (строй, диапазон, штрихи). Применения на различных видах оркестров.

0. Индивидуальная ярлык виолончели (строй, диапазон, штрихи). Применения во различных видах оркестров.

0. Индивидуальная рекомендательное письмо контрабаса (строй, диапазон, штрихи). Применения во различных видах оркестров.

00. Деревянные духовые инструменты. История развития. Индивидуальная атрибут группы, зона применения.

01. Флейта. Технические характеристики, воззрение записи. Штрихи, строй, диапазон.

02. Разновидности флейты. Применение разновидностей во оркестре.

03 . Гобой. Технические характеристики, тезис записи. Штрихи, строй, диапазон.

04. Разновидности гобоя. Принцип нотации. Применение разновидностей во оркестре.

05. Кларнет. Технические характеристики, закон записи. Штрихи, строй, диапазон.

06. Разновидности кларнета. Принцип нотации. Применение на оркестре.

07. Фагот. Технические характеристики, альтернат записи. Штрихи, строй, диапазон.

08. Разновидности фагота. Принцип нотации. Применение на оркестре.

09. Орган. Историческое происхождение. Виды. Основные технические характеристики (штрихи, строй, диапазон). Применение на оркестре.

00. Фортепиано. Историческое происхождение. Виды. Основные технические характеристики (штрихи, строй, диапазон). Применение на оркестре.

01. Арфа. Историческое происхождение. Виды. Основные технические характеристики (штрихи, строй, диапазон). Применение во оркестре.

02. Группа ударных инструментов. История происхождения. Классификация для мембранофоны равно идиофоны. Классификация держи ударные из определённой равно неопределенной высотой звука.

03. Основные ожидание ударных инструментов из определённой высотой звука. Индивидуальная характеристика, район применения.

04. Основные будущий ударных инструментов из неопределённой высотой звука. Индивидуальная характеристика, район применения.

05. Транспонирующие инструменты симфонического оркестра.

06. . Медные духовые инструменты. История развития. Индивидуальная
свойство группы, зона применения.

07 Валторна. Технические характеристики, альтернат записи. Штрихи,
строй, диапазон.

08. Разновидности валторны. Принцип нотации. Применение на оркестре.

09. Труба. Технические характеристики, основа записи. Штрихи, строй, диапазон.

00. Разновидности трубы. Принцип нотации. Применение на оркестре.

01. Тромбон. Технические характеристики, норма записи. Штрихи, строй, диапазон.

02. Разновидности тромбона. Принцип нотации. Применение во оркестре.

03. Туба. Технические характеристики, статут записи. Штрихи, строй, диапазон.

04. Разновидности тубы. Принцип нотации. Применение во оркестре.

05 Симфонический оркестр. Исторические сведения.

06. Симфонический оркестр. Характеристика групп. Репертуар.

Приложение № 0

Список произведений, рекомендуемый для прослушиванию бери уроке инструментоведения.

Скрипка.

Э. Шоссон. «Поэма»

Б. Барток. «Рапсодия»

К.Сен-Санс. «Рондо-каприччиозо»

П.Чайковский. «Вальс-cкерцо», ор. 04

Л.Бетховен. Концерт для скрипки не без; оркестром D-dur, Ор. 01.

С.Прокофьев. Концерт № 0 для скрипки со оркестром D-dur, Ор. 09.

Я. Сибелиус. Концерт для скрипки не без; оркестром d-moll, Ор.47.

Альт.

И.С. Бах. Концерт для альта да струнного оркестра

Й. Брамс. Соната для альта равно фортепиано F-dur

В. Моцарт. Концертная словарь-указатель для скрипки да альта Es-dur

И. Хандошки. Концерт для альта равным образом стурнного оркестра C-dur

П. Хиндемит. «Траурная музыка» для альта равно струнного оркестра

М. Таривердиев. Концерт для альта равно струнного оркестра

Виолончель

И.Х.Бах Концерт для виолончели c-moll

Л. Бетховен. Двенадцать вариаций для виолончели да пианола бери темы оратории Генделя "Иуда Маккавей"

К. Сен-Санс. Концерт № 0 для виолончели вместе с оркестром a-moll

П.Чайковский. Вариации держи тему рокайль для виолончели вместе с оркестром

А. Глазунов. Испанская серенада, соч. 00 № 0

Контрабас

Дж. Боттезини. Концерт для контрабаса со оркестром h-moll

Р. Глиэр. Скерцо для контрабаса да фортепиано

А. Богатырёв. Концерт для контрабаса со оркестром

С. Кусевицкий. Концерт для контрабаса из оркестром

Н. Рото. Концертный увеселение

Флейта

Г.Телеман, Трио-соната D-dur для двух флейт равно баса-континуо

А. Вивальди, Соната для флейты равным образом клавиши

В.А. Моцарт. Концерт для флейты не без; оркестром G-dur

Ж. Ибер. Концерт для флейты от оркестром

Дж. Энеску. "Кантабиле да престо"

С. Губайдуллина. Концертное оживленно

Гобой

Т.Альбинони. Концерт для гобоя не без; оркестром

А. Вивальди. Концерт d-moll для двух гобоев, струнных, да континуо.

Й. Гайдн. Концерт C dur для гобоя от оркестром.

В.Беллини. Концерт для гобоя не без; оркестром Es-dur

Ж. Бозза. «Фантазия-пастораль»

Н. Платонов. Соната для флейты да фортепиано.

Кларнет

В. Моцарт. Концерт для кларнета вместе с оркестром A-dur

К. Вебер. Концерт для кларнета из оркестром №1 f-moll

Дж. Россини. «Интродукция, положение равным образом вариации»

И. Стравинский. Три пьесы для кларнета уединенно

И. Пауэр. Будничные монологи №№ I, II, III, IV

М. Бурштин. Инвенция для кларнета уединенно

Фагот

И. Х. Бах Концерт для фагота из оркестром Es-Dur

В. Моцарт. Концерт для фагота из оркестром B-Dur

Ф. Джеминиани. Соната для фагота равным образом клавира a-moll

Ф. Давидка Концертино для фагота не без; оркестром

Г. Гровле. "Сицилиана равным образом аллегро"

Ж. Бозза. "Речитатив, сицилиана равно рондо"

Саксафон

А. Эшпай. Концерт для саксофона-сопрано вместе с оркестром

П. Крестон. Соната для альт-саксофона ор. 09

Ж. Ибер. "Камерное концертино"

П. Дюбуа. "Дивертисмент"

Ф. Декрюк. Соната для саксофона равным образом фортепиано

П.Хиндемит. Соната для валторны или — или альт-саксофона

Валторна

В. Моцарт. Концерт № 0для валторны со оркестром D-dur

Б. Дварионас. Концерт для валторны со оркестром

Ж. Бозза. «В лесу»

К. Сен-Санс. Концертная сочинение для валторны да фортепиано

Р. Глиэр. Концерт для валторны от оркестром

Труба

И. Гуммель. Концерт для трубы со оркестром E-dur

А. Лорцинг. Интродукция равно вариации для трубы вместе с оркестром B-dur

П. Хиндемит. Соната для трубы равным образом фортепиано

К.-В. Брандт. Концертная перпетуум-мобиле № 0, № 0

А. Арутюнян. Концерт для трубы не без; оркестром As-dur

Р. Щедрин. Концерт для трубы из оркестром

Тромбон.

Н. Римский-Корсаков. Концерт для тромбона из оркестром

Ф. Давид. Концертино для тромбона не без; оркестром

В. Блажевич. Концерт № 0 для тромбона не без; оркестром

Ф. Грефе. Концерт для тромбона от оркестром

А. Арутюнян. Экспромт

Н. Дагиров. Баллада

Туба

О.Шмидт. Концерт для тубы вместе с оркестром

П. Хиндемит. Соната для тубы равным образом фортепиано

А. Лебедев. Концерт для тубы равно фортепиано

А. Лебедев. Концертное оживленно

В. Хартли. Концертино

Арфа.

А. Диттерсдорф. Концерт для арфы со оркестром

Г. Гендель. Концерт арфы не без; оркестром B-dur

В. Моцарт. Концерт для флейты равным образом арфы от оркестром

М. Равель. Интродукция равным образом Аллегро для арфы от оркестром

Р. Глиэр. Концерт Ор.74

А. Хинастера. Концерт Ор.25

Фортепиано .

И.С. Бах. Концерт для клавесина не без; оркестром d-moll

В.Моцарт. Концерты для Фортепиано от оркестром

Л. Бетховен. Концерты для Фортепиано от оркестром

Д. Шостакович. Концерт для фортепиано № 0

А. Онеггер. Концертино для фортепиано не без; оркестром

Ф. Пуленк. «Пасторальный концерт» для клавесина из оркестром

Орган.

И. Пахебель. Хоральные прелюдии для органа,

Г. Гендель. Концерт для органа вместе с оркестром №13

А. Марчелло. Концерт для органа, гобоя равным образом флейты

М. Регер. Фантазия равно шов d-moll

Дж.-Я. Форбергер, Канцоны для органа

Ф.Пуленк. Концерт для органа, литавр равно струнного оркестра

Ударные инструменты.

Дж. Бек. Концерт для литавр равным образом ансамбля ударных инструментов

Я. Вайнбергер. Концерт для литавр из оркестром

Д. Мийо. Концерт для ксилофона да маримбофона от оркестром.

Т. Майодзуми. Концерт для ксилофона вместе с оркестром

Н. Живкович. Концерт для маримбы не без; оркестром № 0 равным образом № 0

Э. Денисов. Концерт для вибрафона со оркестром

Б. Барток. «Музыка для струнных, ударных равным образом челесты»

К. Кудрявцев. Концерт для ансамбля клавишных равным образом ударных инструментов

И. Просвирин. «Ансамбль» для ударных инструментов.

Приложение № 0

Список программ равно видеоматериалов, рекомендуемых для просмотра получи и распишись уроке

Программы телеканала «Культура»

Серия передач «Нескучная классика» вместе с Сати Спиваковой

Тележурнал «Абсолютный слух» из Геннадием Яниным, 0009-2012 годик

 Серия передач «Билет во Большой»

Телеканал Дискавери

Серия познавательных программ «Как сие работает» (изготовление да формирование инструментов)

Мультимедийная энциклопедия «Sonata безвыгодный только лишь Классика», композитор Л.Залесскин, «Истра-софт», 0006 г

Мультимедийная энциклопедия «Музыкальные инструменты», «KoRax», 0002 г.

Нотный вычитчик Sibelius, Finale, MuseScore (изучаемый студентами в музыкальной информатике)


По теме: методические разработки, презентации равным образом конспекты

Рабочие программы равным образом развернутое тематическое полет соответственно математике для СПО

0. документ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА 0.1. Область применения программыРабочая график учебной дисциплины ЕН.01. «Математика» является в известной степени коренной профессион...

Рабочая список равно своевременный чертеж работы деньги "Хозяюшка"

Рабочая содержание да предметный схема работы чван "Хозяюшка" разработаны не без; целью дополнительного образования равно развития студентов на сфере гостеприимства....

Рабочая план равно группа контрольно-оценочных средств согласно дисциплине ОГСЭ 05. Русский язычище равным образом да здравствует свет речи

Рабочая пакет дисциплины "Русский квакало равным образом культурность речи" разработана сверху основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования согласно спе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА равным образом КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Учебной дисциплины: «Электронная техника» для спец. "Автоматизация технологических процессов равно производств" 05.02.07.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной дисциплины: «Электронная техника» составлена для специальности "Автоматизация технологических процессов да производств"Максимальная учебная производительность 009 часов....